Евгения Погудина

Блог практического психолога

  • Подпишитесь на нашу рассылку

  • Полезные ссылки


Интервью

Автор Евгения Погудина Опубликовано: Ноябрь - 18 - 2015

Евгения, хотелось бы узнать о такой стороне твоей профессиональной деятельности, как тренинги личностного роста. Женя, почему ты выбрала именно это направление?

На мой взгляд, у людей существует большая потребность в познании и раскрытии себя. К сожалению, этому до сих пор и в школах, и в вузах уделяется мало внимания или же не уделяется вообще. Учат детей формулам, «натаскивают» для того, чтобы ребенок хорошо сдал ЕГЭ и поступил в вуз, но практически не уделяется внимания внутреннему миру человека. На тренинги личностного роста как раз и приходят люди, которым жизненно необходимо разобраться в себе, понять себя, принять, и с новыми силами идти дальше.

Тренинг личностного роста отличается от «навыковых» тренингов (такой тип тренинга очень распространен в бизнес-среде) и от терапевтических тренингов. Это не значит, что в тренинге личностного роста не уделяется внимания навыкам или терапии, но главная цель подобных тренингов – исследование своего внутреннего мира. Тренер не будет вам выписывать «рецепт», что делать или «лечить». Целебным оказывается нередко элементарное внимание к самому себе, возможность взглянуть на себя, свою жизнь, свои особенности с принятием. Тренинг личностного роста не обязательно сразу же даст мгновенный результат. Как сказала одна моя клиентка, когда делилась впечатлениями от тренинга – кажется, вроде ничего особенного и не произошло, но вдруг оказалось, что какая-то ноша за плечами стала меньше, стало легче жить, легче общаться со своими детьми…

А также я настаиваю на том, что есть «мнимые» тренинги личностного роста. В таких тренингах тренер обычно вещает со сцены, решение изменить что-то в своей жизни участники нередко принимают под давлением группы. Результат подобных тренингов может быть также не сразу заметен, но это не всегда самый хороший результат. Я считаю, что называть тренингом личностного роста мы можем тот, где участник в первую очередь занимается исследованием своего внутреннего мира. А такая работа над собой требует тишины, а не сцены, и поддержки участника со стороны тренера и группы, а не давления на него.

Евгения, я знаю, что ты доцент кафедры управления образованием факультета психологии Томского государственного университета. Расскажи, чем является для тебя преподавательская деятельность?

Преподавательская деятельность является в настоящий момент важной частью моей профессиональной жизни. Работа в университете для меня оказалось настоящей школой жизни, хотя бы потому, что я пришла работать в сферу, которая сначала, как мне казалось, была очень далека от того базового образования, которое я получила. Кстати, именно благодаря преподавательской деятельности я попала впервые на тренинг по арт-терапии и поняла – вот оно, мое.

Это то, чем я хотела бы заниматься, это интересно. Мне многое дает общение и с коллегами, и со студентами. Некоторые студенты, которые уже окончили университет, стали моими добрыми друзьями и коллегами., я стараюсь поддерживать с ними связь. Мне не безразлично, как сложилась их дальнейшая судьба, а еще мне всегда очень радостно, когда студенты признают, что в университете они получают не «ненужные знания», как иногда это можно услышать, а именно те, которые им пригождаются и в жизни, и в профессии.

Сейчас в компаниях разного уровня очень популярно приглашать бизнес-тренеров. Как ты думаешь, в этом действительно есть необходимость или это только дань моде? Как присутствие психолога может повлиять на работу предприятия и увеличение прибыли?

Думаю, что обучение персонала – это то, без чего не может обойтись сейчас ни одна организация. Все решают эту проблему по-разному – кто-то выращивает внутренних тренеров, кто-то приглашает внешних. И тренер в организации не обязательно может быть психологом, хотя, я думаю, знания из области психологии никогда не бывают лишними. Сейчас ведется много споров о том, нужны ли организации тренинги, как возможно измерить результат, который принес тренинг? На мой взгляд, эти споры не утихнут еще очень долго.

Думаю, что можно выделить как минимум две проблемы проведения тренингов в организации – это «принудительность» и бесплатность. Когда человек идет на открытый тренинг, то он идет туда по собственному желанию, он хочет туда попасть, и он платит своим деньги за это. В организации же человек нередко обязан пройти обучение, и при этом не он сам, а организация платит за это обучение. При таком подходе получается, что тренер имеет дело с мало мотивированным на обучение человеком, а в результате того, что человек получает эту услугу бесплатно – он может элементарно не ценить те навыки, которые он приобрел в ходе бизнес-тренинга.

Поэтому, на мой взгляд, не стоит говорить о том, что присутствие или отсутствие психолога/бизнес-тренера однозначно приводит к увеличению прибыли. Но вот на работу организации в целом обучение повлиять очень даже может, при этом как в положительную, так и отрицательную сторону. Поэтому, конечно, организации необходимо подходить к выбору бизнес-тренера тщательно и понимать, что тренер не может быть 100% ответственен за результат, т.к. ответственность за результат несет также и организация.

Кому бы ты не рекомендовала посещать твои тренинги и занятия?

Я бы не рекомендовала посещать мои занятия в первую очередь тем, кто ждет готовых рецептов и готовых ответов на все свои вопросы. Потому как все ответы есть не в блокноте у тренера, а в тебе самом. И меня всегда очень удивляет, когда участник говорит – я думал, вы мне в руки дадите волшебный ключик, а его нет… Не скрою, когда-то я сама ходила на тренинге в поисках этого «волшебного ключика» или «волшебной палочки». Открою вам секрет – этим волшебным ключиком оказалась… я сама.

Ну и, само собой, не стоит посещать тренинги людям, которые находятся в очень неустойчивом эмоциональном и психологическом состоянии. Психолог все же работает в первую очередь со здоровыми людьми, которые испытывают трудности в различных сферах жизни.

Евгения, знаю, что сейчас ты осваиваешь новую для себя форму общения с клиентами, я говорю о вебинарах. Общепринято, что психолог обязательно должен видеть и слышать того, кто к нему обращается. Согласна ли ты, что современные средства коммуникации способны сделать психологов ещё более близкими к каждому из нас?

И да, и нет. Современные средства коммуникации с одной стороны, очень сильно облегчают нам жизнь, а с другой, как ни странно, усложняют. На мой взгляд, вебинары могут выполнять такую важную функцию, как просвещение. Потому что людям необходима информация о самих себе, об особенностях эмоционального развития детей, о возрастных стадиях и т.п. Я очень рада, например, что благодаря Интернету и вебинарам, я смогла учиться и повышать свою квалификацию именно у тех людей, у которых я хотела. При этом я не трачу деньги на дорогу, билеты самолет, проживание. Это существенно экономит время. С другой стороны, мне действительно не хватает порою этого самого живого общения.

И если говорить не только о вебинарах, но и об Интернете вообще. Например, я периодически консультирую на местном форуме. Так вот, одна-единственная консультация нередко не может решить той проблемы, с которой обратился человек. И тогда, конечно, лучше, если это будут очные встречи.

Женя, и в конце нашей беседы расскажи, пожалуйста, о своих увлечениях, о том, что ты любишь делать в свободное время!

Ох… в свободное время я люблю лежать на диване и ничего не делать J. Это почти серьезное заявление.

Мне как-то в руки попался журнал с заметкой о мужчине из России, который уехал в одну из европейских стран работать в лаборатории при каком-то университете. И вот этот мужчина с утра до вечера ставил опыты, постоянно задерживался там допоздна. И однажды в лабораторию вечером заглянул профессор этого университета и с удивлением обнаружил там сотрудника из России. Профессор был невероятно удивлен и задал ему вопрос: «Что вы тут делаете?» «Работаю» — был ответ». «Как?! Почему вы все время работаете? Без времени на размышления и на то, чтобы побыть с самим собой, вы никогда ничего не достигнете!»

Вот и мне жизненно нужно это время – побыть с самой собой. Прогуляться по улице. Погладить кошку. Просто посозерцать. А еще я очень люблю вязать, для меня это своеобразный вид медитации. И именно благодаря вязанию я поняла, как порою важен сам процесс, а не результат. Можно связать и распустить вещь…Хотя когда что-то получается – это, конечно, тоже очень здорово. Кстати, я очень давно не вязала. И поэтому на днях обязательно загляну в магазин рукоделия.

Автор интервью Нацветова Ольга, март 2013


Комментарии:

Написать комментарий